Костюм во время вызова одевает только один медик из бригады, респираторами пользоваться запрещено в целях экономии. Одноразовые костюмы стирают, а дырявые зашивают. Медики экстренной помощи из Харькова жалуются на отсутствие защиты во время пандемии COVID-19.
Об этом сообщает BBC News Украина
Их руководство все отрицает и говорит - защиты достаточно.
18 мая часть сотрудников одной из подстанций "скорой" Харькова устроили забастовку. В коллективном обращении протестующих к губернатору Харьковщины, среди прочего, шла речь о проблемах с применением средств индивидуальной защиты.
По словам медиков, внутренние "протоколы" службы безопасности расходятся с рекомендациями ВОЗ и МИНЗДРАВА.
Какой стаж не отнесут к пенсии: годы работы просто выбросят
Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
А значит, вероятность заразиться или "принести" болезнь в дом повышается в десятки раз. И говорить об этом открыто для большинства - нарываться на опасность увольнения.
То о чем молчат медики?
"Под угрозой увольнения"
В состав Харьковского Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф входит 8 подстанций "скорой". Сообщения о состоянии их обеспечения начали появляться в соцсетях в конце апреля.
Информацию о том, в каких условиях работают сотрудники экстренной помощи, в разные паблики отправляли сами медики на условиях полной анонимности.
"Мы работаем по 12 часов, выезжаем на "ковидные" вызовы в дырявых костюмах, с запретом на использование респираторов и латексных перчаток. Так, в салонах лежит все, но это для камер (СМИ) и гостей из "желтого домика" на ул. Тринклера (управления Центра экстренной медицины и медицины катастроф Ред.). Под угрозой увольнения уже месяц все сидят с закрытыми ртами", - говорится в одном из таких сообщений.
В ситуации попытались разобраться волонтеры, которые начали помогать больницам. Результатом стали острые посты о обеспечения и работу медиков ЭМП Харькова.
Средств защиты не хватало всегда, в основном те же перчатки покупали за свой счет, говорят медики одной из харьковских подстанций. И в условиях пандемии эта нехватка стала опасной.
"У нас есть право только молчать"
Говорить о собственной безопасности открыто большинство сотрудников "скорой" не готовы. Изложить факты и предоставить доказательства собственных слов наши собеседники согласились лишь при полной анонимности.
Свои условия объясняют просто - каждый, кто осмелится разоблачить внутренние проблемы "скорых", может вообще забыть о карьере медика в Харькове:
"В Харькове ни в одной больнице ты работы не найдешь. Тебе устроят такую "рекламу", что пятна останутся надолго. Единственное право, которое у нас есть - это молчать", - говорит один из собеседников.
Экономия на жизни
Один из основных вопросов, которые поднимают медики - невозможность использовать средства индивидуальной защиты в полном объеме.
Говорят - сейчас экстренная медицина в Харькове обеспечена в основном благодаря волонтерам.
Режим экономии руководство Центра экстренной медицинской помощи, по словам наших собеседников, ввело сразу.
"У нас было запрещено пользоваться респиратором. Респиратор четко шел в укладку (набор для средств индивидуальной защиты, который выдается на бригаду на подстанции Ред.). На больного нельзя было одевать, а можно было только двум медикам, которые обслуживают коронавирус. Да и то были сложности со списанием", - рассказывает медик А.
В среднем за смену бригада "скорой" обслуживает от 10-ти до 15-ти вызовов. Это могут быть аварии, или ОРВИ и пневмонии с подозрением на заболевание COVID-19.
Протокол действий медиков прописан в приказе относительно стандартов экстренной помощи при COVID-19. Осматривая, оказывая помощь и транспортируя больного, бригада должна использовать защиту.
Или это только маска, полностью все, медик определяет самостоятельно, исходя из состояния пациента.
Зато у харьковского Центра экстренной медицинской помощи является собственный протокол. Он нигде не прописан, и объявляется сотрудникам во время каждой планерки, говорят наши собеседники.
"Заведующий (подстанции) всегда повторяет слова директора: одевает (комбинезон) один - старший бригады, и идет на вызов. Водителю не предусмотрен вообще (комбинезон), даже респиратор. Лишь маска. Мы вообще не защищены, мы все это несем к дому", - рассказывает нам медик Б.
Медик А. дополняет этот рассказ:
"Это как русская рулетка. Если два человека в бригаде, выбирают, кто поднимется на вызов, после этого спустится и наденет этот костюм. Далее один человек (медик) садится в кабину водителя. Закрываются все окна, а второй перевозит "подозрение". И сдает этого пациента".
За нарушение приказа, добавляет медик Б., сотрудника "скорой" могут наказать:
"Это будет не объяснительная записка, это будет крик главного фельдшера, что не имели права и не выполнили приказ. Это может привести к выговору, снятию процентов, премий".
"Три раза стиранное - утилизация"
Несмотря на стандарты, прописанные в МИНЗДРАВЕ, некоторые больные масок не надевают. Об этом свидетельствуют фото, сделанные волонтерами во время доставки пациентов в инфекционной больнице. Это заведение сейчас единственный в городе принимает больных и пациентов с подозрением на COVID-19.
Если пациент чихал или кашлял, вирус уже может поселиться на поверхности защиты.
После перевозки больного костюм снимают. Делать это нужно по определенным правилам. Сначала медик снимает костюм, дальше - очки, маску, и последними - перчатки. После каждой процедуры руки нужно обрабатывать дезинфицирующим раствором. Использованные одноразовые СИЗ должны герметично упаковывать.
"Костюм снимается возле машины на территории 22-й инфекционной больницы и возится целый день в мусорном пакете", - объясняет особенности процедуры медик А.
И даже упакованные в мусорные пакеты использованные одноразовые Сизы должны быть утилизированы.
"Ведется особый учет по комбинезонах, сколько использовано, сколько утилизировали. Вечером приезжаешь - номер выездной карты, номер вызова, фамилию больного, которого мы перевозили. Это все фиксируется, какой комбинезон, количество респираторов. Но он не утилизируется. Он же будет стираться", - возмущается медик Б.
Многократный защита действительно может проходить обработку, в том числе и с помощью замачивания в специальном растворе. А вот постиранные одноразовые костюмы теряют защитное свойство. Начинают пропускать влагу, на них появляются дырки.
"Сестра-хозяйка может зашивать эти дырки. Одели один раз, он порвался, она сидит умничает, как его зашить, чтобы положить в укладку", - говорит медик А.
После ношения такой одежды по протоколу бригада должна уйти на карантин. Зато по словам медика Б. этого не происходит:
"Раньше было - три раза стиранное - утилизация. Третий раз постирали, вы снова надели, привезли - утилизировали. Сейчас - это две стирки проходит и потом выбрасывают".
Как доказательство, медики оказывают фото развешенных на подстанциях одноразовых костюмов. Кое-где они сохнут после стирки на лестничных клетках. Аудиторам увидеть их трудно. С импровизированных сушилок они быстро исчезают.
"Развозим грязь". Как дезинфицируют скорые
Опасность вируса в том, что он может сохраняться на поверхности от 3-х часов до нескольких дней. Дезинфекция - основное условие борьбы с распространением заболевания.
Эксперты Первой клинической больницы при Медицинском университете Чжэцзянь в Китае советуют уделять ей хотя бы 30 минут. Свой ежедневный опыт борьбы с пандемией они изложили в руководстве для пользования всех врачей мира.
Речь идет о медучреждения, где находятся больные COVID-19. Перед дезинфекцией нужно тщательно вымыть поверхность от грязи. После дезинфекции поверхность промыть проточной водой.
По украинским протоколом машина "скорой" также подлежит дезинфекции. И ощущение безопасности она медикам не добавляет.
"Просто закрытое окошко между водителем и салоном, где находится больной, - это не защита, учитывая щели в каждой машине. Тем более, что в инфекционной больнице обрабатывают только место, где сидел сам больной, салон водителя не обрабатывают", - объясняет медик Б.
За время работы с экстренной помощью в Харькове волонтер Наталья Попова собрала целую коллекцию фото и видео материалов. Женщина документирует каждое нарушение по безопасности медиков.
Есть здесь и дезинфекция машин неотложной помощи на территории инфекционной больницы. Вместо боксов - открытая площадка. Обработка места, где сидел пациент, с расстояния с помощью распылителя.
Следующим после транспортировки пациента с подозрением на коронавирус может быть обычный вызов. И вот в условиях недостаточной оборки в опасности оказываются не только медики, но и новый пациент.
Конечная обработка автомобиля проходит по завершении 12-часовой смены. Медики сами моют "скорую" с помощью ведра и тряпки. На работу выделяется 20 минут. И если прозвучит вызов, их не будет. Вряд ли это можно назвать дезинфекцией, говорит медик А:
"Мы разводим пол таблетки на литр воды. Одной таблетки хватает на один квадратный метр. А полностью промыть проточной водой добавляется ложка хлорки и одна тряпка на все стены, на все. Ты обрабатываешь и аппаратуру, и все. Розвозиш грязь".
"Заезда на подстанцию нет. Там хотя бы в боксе можно помыть, есть проточная вода. А в стационаре - пока выпросишь то ведро, пока наберешь. На мытье дается 20 минут. Хотя могут "снять" и за 10 минут".
"И государство позаботилась, и волонтеры"
В конце февраля COVID-19 попал в один список с чумой, холерой, желтой лихорадкой. Приказом №521 МЗ дополнил раздел "Особо опасных инфекционных болезней". Острая респираторная болезнь ныне там находится под 39-м номером.
Медики, работающие с такими пациентами, должны использовать средства индивидуальной защиты, которые могут предотвратить заражение через дыхательные пути, кожу, слизистые оболочки и одежду.
По рекомендациям ВОЗ, которые учитывают чиновники от украинской медицины, в сотрудника экстренной медицинской помощи должна быть маска или респиратор, защитные очки, перчатки, изоляционный халат или костюм. Заботиться о безопасности медиков имеет учреждение, в которой они работают.
Руководство уверяет, что в харьковских медиков есть вся защита.
По словам директора Харьковского центра экстренной медицины и медицины катастроф Виктора Забашты, все их бригады обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном объеме.
Уверяет - только комбинезонов на прошлой неделе было около пяти с половиной тысяч, 480 из которых на линии. Есть перчатки, маски, респираторы и щитки. Директор не скрывает, что часть из этого действительно была помощью благотворителей.
Вопрос об экономии на средствах защиты вызывает у него недоумение. Говорит, учитывая количество СИЗ, необходимости их прятать нет.
"Делать запасы на будущее, наверное, не имеет смысла, ведь пандемия закончится. А оставить на память тысячи комбинезонов, я думаю, не имеет смысла", - уверяет Виктор Забашта.
По его словам, сейчас издается достаточно масок и комбинезонов на каждую бригаду:
"Комбинезонов в бригадах по два на каждого члена бригады на случай, если они отвезут больного с подозрением, то, чтобы у них был запасной, чтобы они не возвращались для этого в отделение".
Если бригаду вызывают к пациенту с подозрением на COVID-19, защитные костюмы надевают все, включительно с водителем, уверяет директор центра.
Бригада действует согласно протокола и пытается соблюдать дистанцию, говорит он:
"Они идут на вызов с щитком на лице, они идут в маске, они идут в перчатках. То сказать, что они пришли совсем беззащитны, и сразу заболели, нельзя. Они от дверей измеряют температуру, это еще какая-то защита".
После транспортировки использованы средства защиты помещаются в герметичный пакет. Их должны сдать в конце смены.
"Они возвращают там 5-6 комбинезонов, они должны получить такое же количество. То же самое касается любого оборудования и масок, конечно, тоже. Ты сдаешь 4 маски, это все пополняется, и уже следующая смена едет с таким же набором", - говорит Виктор Забашта.
Также руководитель экстренной медицины Харькова отрицает, что одноразовые костюмы стирают:
"Я знаю, что нужно определенное время, чтобы эти костюмы обеззаразить и потом утилизировать. Конечно, их замачивали в дезрастворе. Это так. Их обеззараживают, а потом утилизируют".
Однако добавляет: "Но если их потом высушивают… ну, возможно, то были многоразовые. Надо на самом деле узнать. Но если после обеззараживания высушили и утилизировали, что в этом плохого? Но я этого сам не делал и не очень здесь компетентный".
Дезинфекция озоном
С господином Забашней мы общаемся на одной из СТО, где ремонтируют и моют "быстрые".
С недавних пор здесь добавилась еще одна услуга - обработка озоном. Этот вариант дезинфекции обычно применяется в промышленности.
"Быстрые" сначала моют и дезинфицируют извне, впоследствии озонируют салон. Обработка длится минут 10. Концентрация озона достаточная, чтобы убить вирусы.
На СТО говорят - ежедневно обрабатывают с десяток "скорых".
Вне СТО за дезинфекцию отвечает больница. Мероприятия проводят согласно протоколам Минздрава. Безопасностью собственных медиков не жертвуют, уверяет Виктор Забашта:
Через повышенное внимание к "быстрым" руководство службы проверило подстанции. Никаких нарушений не нашли.
"Жалоб не было"
Проверку службы экстренной помощи в конце апреля провел и губернатор Харьковщины Алексей Кучер. Побывал на одной из станций "скорой", пообщался с медиками. Говорит, что никого не предупреждали. На подстанции его заверили - ЗІИов вдоволь.
Когда 18 мая на забастовку вышла часть сотрудников "скорых" одной из харьковских подстанций - люди требовали в том числе лучшей защиты - Алексей Кучер отметил, что проблема искусственная.
"Вопрос раздувается со средствами индивидуальной защиты. И нет этой проблемы. Ну нет. Проведена уже не одна беседа, не одна контрольная установка дана, чтобы средствами индивидуальной защиты все медики были обеспечены. И они есть в наличии", - отметил глава области.
Обязательно подпишись на наш канал в Viber, чтобы не пропустить самое интересное
Напомним, ранее Львовские хирурги "воскресили" мозг полуживой пациентки, которая ничего не понимала
Как сообщает портал «Знай.иа» В Днепре известный медик празднует юбилей - спас сотни жизней, не требуя благодарности
«Знай.иа» писал, что В Днепре пациенты тубдиспансера прыгают через заборы, чтобы выбраться "на свободу" - разгуливают по улицам и детских площадках